Опыт. Вера. Патриотизм. Интервью Георгия Чернявского PCWEEK.ua

«Навигатор» занимает уникальное положение на украинском рынке, развивая одновременно несколько направлений бизнеса – сборку ПК, ноутбуков и планшетов, системную интеграцию и дистрибуцию. Диверсификация и поддержание разумного баланса между каждым из направлений позволили пережить финансовые сложности 2008–2009 гг. и уверенно смотреть в будущее. Планами развития на обозримую перспективу и секретами успеха с PCWeek/UE делится Георгий Чернявский, председатель совета директоров компании.

PCWeek/UE: Расскажите, с какими наработками компания вошла в 2011 год, каких вам удалось добиться результатов? Насколько они соответствуют намеченным ранее планам?

ГЕОРГИЙ ЧЕРНЯВСКИЙ: Несмотря на серьезные рыночные потрясения последних лет, мы, как и в предыдущую пятилетку, вошли, будучи производителем компьютерной техники №1 в Украине c долей рынка 8% (по данным IDC). «Навигатор» по-прежнему производит самый широкий спектр высокотехнологичных компьютерных решений (ТМ Impression) и остается инновационным лидером украинского рынка. С третьего квартала минувшего года мы приступили к производству таких новейших консьюмерских продуктов, как моноблоки, домашние серверы, неттопы и наделавшие в начале года много шума в средствах массовой информации планшеты ImPAD. Сегодня мы уже можем говорить о перспективности и целесообразности дальнейшего развития новых продуктов. В целом же придерживаемся намеченных планов и целей. «Навигатор» продолжает лидировать по поставкам ПК в Украине, ImPAD входит в тройку самых продаваемых планшетов, в третьем квартале стартовало производство электронных книг ImBook, расширен дистрибуторский портфель, усиливаются позиции компании в корпоративном секторе.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете складывающуюся для вас конъюнктуру на рынке ПК? НР недавно заявила о своем намерении уйти с него, – возможно, это говорит о предстоящем закате эры ПК? Впрочем, его достаточно давно предрекают, но он все не наступает.

Г. Ч.: Реалии таковы: настольные ПК по-прежнему востребованы как корпоративным, так и розничным потребителем. Не в последнюю очередь это связано с ограниченной функциональностью среднего сегмента ноутбуков, а модели с дискретной графикой все еще недостаточно быстры и слишком дороги, чтобы заменить традиционный настольный ПК. Одновременно стоит учесть, что лэптопы практически не модернизируемы, имеют маленькую диагональ экрана (в то время как в десктопах сегодня самая популярная диагональ монитора 22 дюйма и постепенно смещается к 24); аккумуляторы в большинстве моделей со временем утрачивают свою емкость, и в итоге через год ноутбук перестает быть мобильным компьютером, превращаясь просто в «легко перемещаемый». Так что списывать со счетов настольные ПК еще рано. Другое дело, что в перспективе настольные компьютеры (в нынешнем понимании) будут заменены компьютерами-моноблоками, или, как их еще называют, All-in-One (AIO), — устройствами, в которых компьютер и монитор представляют единое целое. В мире уже есть подвижки в этом плане, в частности, в Китае сейчас доля AIO приближается к 40%. Плюс на сегодня уже стандартизированы материнские платы и дискретная графика для данного типа устройств.

PCWeek/UE: Какую долю в структуре продаж «Навигатора» составляют серверы, настольные ПК, ноутбуки, планшеты? Как они меняются с течением времени и с чем вы связываете эту динамику?

Г. Ч.: Как и прежде, самую большую долю в объеме реализации занимают десктопы. Если говорить только о продукции ТМ Impression, то количество ПК на сегодняшний день превышают 80%.

Спрос на новые продукты растет, и сейчас на них приходится порядка 10% в общем объеме продаж. В дальнейшем их доля будет только расти как за счет увеличения сбыта уже существующих компьютерных систем (прежде всего планшетных ПК и AIO), так и выпуска на рынок новых продуктов, в частности, электронных ридеров ImBook и будущих моделей, в том числе, формфактора планшета. Если все пойдет по плану, то к концу года доля новых продуктов в портфеле Impression достигнет 20%. Активным спросом пользуются и аксессуары к ним: док-станции, чехлы, стилусы, акустические системы.

Серверы занимают не более 1%, что соответствует реальным потребностям рынка. По этим позициям мы стабильно входим в лидирующую тройку украинских производителей.

Сегмент ноутбуков в настоящее время мы рассматриваем как нишевый, поставляя ноутбуки Impression в основном корпоративным клиентам, которым необходимы качественные продукты и расширенная сервисная поддержка. Наша позиция обусловлена тем, что А-бренды ведут на рынке мобильных ПК ценовые войны и практикуют откровенный демпинг. Когда вернется рентабельность, тогда, возможно, мы возвратимся к активной игре на этом поле.

PCWeek/UE: По данным IDC, вашей компании принадлежит доля 12,5% на украинском рынке планшетов. С какими производителями конкуренция особенно остра и за счет чего удалось отвоевать себе место под солнцем?

Г. Ч.: Нам действительно удалось достичь хороших результатов с брендом Impression ImPAD. Причин тому несколько. В частности, мы были в числе первых, кто начал производство подобного продукта не только на просторах СНГ, но и в мире. Планшет получил масштабный резонанс. Украинские, российские и зарубежные СМИ делали о нем репортажи, сравнивали с iPad. В то же время было много скепсиса и недоверия как к самому продукту, так и к возможностям «Навигатора» в качестве производителя. Свобода слова в Интернете дает возможность анонимно высказаться кому угодно, о чем угодно и как угодно, не приводя при этом ни фактов, ни оснований. Причем недоброжелателей и скептиков на украинских просторах, к сожалению, гораздо больше, чем оптимистов. К тому же стало модно выражать недоверие ко всему украинскому, получается, что мы сами себе не доверяем. «Навигатор» вот уже 15 лет производит компьютерную технику, которая пользуется успехом и не вызывает нареканий. И то, что сейчас Impression ImPAD входит в первую тройку по продажам планшетов в Украине после Apple и Samsung, уже говорит о многом.

Касательно других факторов популярности ImPAD, я считаю, что мы не ошиблись, сделав ставку на законченный продукт с ОС Windows. Некоторое несовершенство системы Windows (согласитесь, не бывает ничего совершенного) сполна перекрывается теми возможностями, которые она предоставляет пользователю. Знакомый интерфейс, поддержка всех форматов файлов, простота установки и большое количество программ, а также легкость переноса данных, Adobe Flash, работа с любыми устройствами и выбор вариантов подключений к сети сыграли нам на руку. Продукт достаточно востребованный, особенно на розничном рынке, но мы готовим решения и для корпоративного сегмента, который традиционно более консервативен и медленнее воспринимает новинки, так что здесь тоже есть место для роста. По нашему мнению, данный продукт достаточно перспективен на корпоративном рынке, предоставляет массу возможностей для финансовых структур, торговых организаций, незаменим для дистанционной работы сотрудников. Кроме того, мы как локальный производитель можем подстроиться под нужды конкретного заказчика, например, изменив конфигурацию, установив и настроив нужный софт.

Однако мы считаем, что всегда должен быть выбор. Кроме Windows-планшетов (последний усовершенствованный ImPAD 0211 с автономной работой до 7,5 часов был представлен в сентябре), в октябре мы вывели еще две семидюймовые модели планшета на Android 2.3. Главные их преимущества это качество, набор предустановленных программ и доступная для большинства стоимость.

PCWeek/UE: Расскажите о результатах сотрудничества с «Укртелекомом» в области продвижения планшетов. «Навигатор» – единственный производитель, которому удалось договориться с национальным оператором мобильной связи третьего поколения.

Г. Ч.: Сейчас компьютер без доступа в Интернет становится все менее и менее функциональным. Мобильное устройство без мобильного Интернета выглядит каким-то неполноценным, а возможность использования 3G-доступа для пользователя является существенным преимуществом. Сегодня доля планшетов ImPAD с предустановленным 3G-модемом составляет более 80% от общего числа продаж. До 30 сентября покупатель планшетов с 3G модемом также получал стартовый пакет «Укртелеком» и 550 МБ трафика в подарок. Подчеркну, что мы будем продолжать сотрудничество с компаниями, которые могут обеспечить нашим продуктам дополнительные преимущества. Наша позиция — производить законченные решения, которые полностью удовлетворяют базовые (и не только) потребности пользователя без дополнительных затрат.

PCWeek/UE: Наряду со сборкой ПК и планшетов «Навигатор» занимается дистрибуцией широкого спектра ИТ-продукции. Что изменилось для вас за последние годы в этом направлении? Удалось нарастить или переформатировать дистрибуторский портфель? Если да, то за счет каких вендоров и товарных категорий?

Г. Ч.: В июне нынешнего года мы расширили свой дистрибуторский пакет за счет продуктов нескольких вендоров, предлагающих компьютерные аксессуары и периферию.

«Навигатор» занимается ИТ-дистрибуцией с 1996 г. Это было первое направление, с которого началась деятельность нашей компании. Здесь мы заняли свою нишу и успешно в ней работаем много лет. На сегодняшний день в общей структуре продаж дистрибуция занимает около 20%. Кроме вышеперечисленных ТМ сейчас в портфеле «Навигатора» — мониторы (BenQ, ASUS), компьютерные комплектующие (ECS, ASUS, Optiarc, InnoVision), периферия (AVerMedia, SuperMicro, BenQ, Titan), сетевое оборудование (EUSSO, Repotec).

PCWeek/UE: Насколько актуальным для вас остается направление системной интеграции и корпоративный сегмент как таковой? О каких проектах идет речь в последнее время?

Г. Ч.: Cегодня «Навигатор» имеет два мощных канала продаж — розничный и корпоративный. За время кризиса второй сегмент уменьшился в общей доле, но продолжает расти в объеме во многом благодаря развитию направления системной интеграции. Наши возможности позволяют не только поставлять технику корпоративным клиентам, но самостоятельно разрабатывать, внедрять проекты в области построения ИT-инфраструктуры и другие комплексные решения.

В ближайшие год-два мы ожидаем активизацию этого направления на рынке, связанную с постепенным выходом из экономического кризиса и необходимостью модернизации сетевой инфраструктуры крупного и среднего бизнеса.

Основные заказы «Навигатора» в корпоративном направлении по-прежнему приходятся на финансовый сектор, хотя в последнее время появляется все больше клиентов из других отраслей. Например, мы начали активное сотрудничество с компаниями в энергетическом секторе. Есть ряд реализованных проектов в государственном, — не так давно мы осуществили программу для пенитенциарной службы Украины по внедрению системы «1С:Бухгалтерия». Есть работы по внедрению инфраструктуры в крупных украинских и международных корпорациях. Такие проекты мы реализовали для «Рено-Украина», ООО «Национальные алкогольные традиции» и т.д.

Как производителю высокотехнологичных компьютерных решений для различных сфер и моделей использования, чтобы уверенно держаться на плаву, нам необходимо развивать равномерно все три канала сбыта продукции – розницу, корпоратив и дистрибуцию. Только поддержание паритета между каналами сбыта повышает устойчивость компании и ускоряет темпы ее развития.

PCWeek/UE: Обычно принято говорить о негативном влиянии экономического кризиса, наверное, компания «Навигатор» тоже ощутила на себе его последствия. Тем не менее вы продолжаете успешно развивать свой бизнес и не сошли с дистанции подобно некоторым конкурентам. Вам удалось извлечь из кризиса выгоду для себя, научиться чему-то новому?

Г. Ч.: После довольно резкого взлета продаж в первой половине 2008 года уже в начале 2009-го пришло время кардинальной переоценки своих возможностей и поиска так называемого дна. С моей точки зрения, те компании, которые смогли в 2009 «опуститься на дно», то есть сохранить запас устойчивости при минимальных уровнях продаж, уже в 2010 начали движение вверх.

В целом мы довольны достижениями посткризисного периода. Нам удалось сохранить команду, потенциал бизнеса, пройти экономическое дно, научиться грамотно привлекать ресурсы, оптимизировать затраты и повышать эффективность различных звеньев цепи. Компания начала быстро подниматься вверх. Сейчас мы достигли тех результатов, к которым стремились, и строим оптимистические планы на будущее, хотя уже более осторожно, с оглядкой на всевозможные сценарии развития событий.

PCWeek/UE: Какие задачи и цели ставит перед собой «Навигатор» на 2012 год? Удастся ли повторить или даже улучшить результаты минувшего года в 2011-м?

Г. Ч.: Экономическая и политическая ситуация в стране существенно влияет на ИT-рынок. Как показал кризис и последующие годы, даже небольшие колебания вызывают панику и хорошую качку. Поэтому многие компании стали работать «здесь и сейчас», оперируя исключительно сиюминутной выгодой. Мы уверенно смотрим в будущее, но помним о прошлом. Наши планы довольно реалистичны и предусматривают возможность различных корректировок в случае необходимости.

Сохранение паритета в каналах сбыта, усиление дистрибуции за счет появления новых брендов, увеличение доли новых продуктов и укрепление их позиций, рост продаж ПК, завоевание новых ниш в корпоративном секторе – основные цели на ближайшие годы.

Если говорить конкретнее, то планируем удерживать лидерские позиции в производстве ПК, увеличив нашу долю до 10% украинского рынка; также будем продолжать выпуск инновационных решений. Из вышедших в этом году, мы отберем несколько наиболее перспективных устройств и сосредоточим свое внимание на них. В первую очередь, такими видятся планшетные ПК. В дальнейшем больше внимания будет уделяться программной составляющей продукта, мы намерены развивать сотрудничество с софтверными компаниями. Возможно, в скором времени появятся новые устройства, однако в массовое производство будут попадать наиболее успешные из них, поскольку запуск каждого продукта требует достаточно больших затрат, как финансовых, так и человеческих.

В дистрибуторском портфеле мы будем развивать те направления, которые на сегодня наиболее эффективны – это корпуса, мультимедийные устройства и компьютерные аксессуары.

В корпоративном сегменте стремимся расширять зоны нашего влияния и совершенствовать возможности направления системной интеграции.

Как я говорил ранее, мы предполагаем динамично развиваться таким образом, чтобы компания усиливала свои позиции в каждом из сегментов, и при этом не попадала в зависимость только от одного из направлений.